Что в «Черном ящике»?

«Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете».

Евангелие от Луки, 13.4.

Скоро исполнится сороковой день с той страшной трагедии, которая произошла под Ярославлем 7 сентября.

За всю свою великую историю Ярославль, наверное, не знал таких похорон. Может быть, неожиданно для себя мы оказались способны на искреннее и глубокое сострадание. Говорят, около 100 тысяч человек в те дождливые сентябрьские дни пришли и приехали попрощаться со славой ярославского и российского хоккея, который олицетворяли эти парни. Победное ликование многотысячных трибун сменилось соборным переживанием тайны смерти. Почитатели, болельщики «Локо» вдруг заболели по-настоящему: вот она, боль о смерти, неизъяснимая, загадочная, как любимые лица, уносящие свою тайну в вечность.

Рвал сердце хриплый и любимый голос Высоцкого: «Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята». Мимо гробов и портретов в цветах медленно шли тысячи людей, а на лицах читался один недоуменно-негодующий и горький вопрос: «Почему именно они? Чем они провинились, Господи? Такие юные, прекрасные … и вообще, Господи, почему так много зла и несправедливости в этом твоем Твоем мире?»

Вопрос этот очень древний и очень … молодежный: юные, желающие знать правду, ищущие справедливость,  часто выкрикивают его в этот суровый мир. В нем порох всех революций и потрясений. Но хотя бы перед лицом смерти наших любимых спросим себя: «А действительно ли мы хотим знать ответ?»

Вспомним Евангелие. На суд к правителю древней Иудеи две тысячи лет назад первосвященники привели Иисуса Христа, лживо обвинив его в возбуждении народного бунта против римского императора.  Они требовали смерти Иисусу. На допросе, отвечая Пилату, Спаситель сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Пилат сказал ему: «Что есть истина?» (Ин.37,38). Пилат спрашивает походя, словно не надеясь на ответ. Скажем больше: он инстинктом цивилизованного язычника боялся узнать, что есть Истина. Ведь знание Истины обязывает нести ответственность за каждый свой поступок, за каждое движение сердца. У иудеев времен Пилата, как и у большинства нынешних россиян, был и есть свой ответ: «Истина — когда мне хорошо».

Возвратимся к неистребимому вопросу: «Почему именно они?» Есть ли в нас решимость воспринять слова Спасителя как нашу личную беду: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех …» (Лк.13. 4-5). Летевшие в том самолете, быть может, были много лучше и чище нас. Но их почему-то сегодня нет в этом мире, а мы, грешные, не имеющие и части их земных заслуг, живем. Трагическая случайность, но у Бога, говорят святые, не бывает «несчастных случаев». Нам, маловерам, не исполнившим до конца ни одной из Десяти заповедей (может быть, кроме одной: «не убий»), даже не выносимо представить, что мы в мгновенье можем быть лишены нашей жизни за духовную расхристанность, за преданность страстям, удобствам, за себялюбие без границ. Словом, грешить по-адски, а благое от Бога получать по-райски. Но почему же гибнут зачастую лучшие? И опять: «Куда смотрит Бог»? Святые отцы отвечают вам, растерявшимся: «Он смотрит в твою душу». Он ищет в нас хоть маленькую зацепку Божией правды, чтобы выхватить нас из ада кипящих страстей. Церковь учит: Господь забирает нас из этой жизни в тот единственно Ему ведомый, спасительный для души миг, когда еще  ее можно спасти для жизни вечной. Его мало интересует наши земные успехи, кто мы здесь — президенты или бомжи, поп-звезды или скотники, виртуозы хоккея или ученики со справкой ЗПР. То, что славно перед людьми, то мерзко перед Богом. Его интересует «способность нашего сердца вырастить плод любви и покаяния. И поделиться им со всем миром». Страшно признавать: мы так далеки от этого, что Господь вынужден спасать нас для вечности скорбями и горем в этой жизни временной.

Вспомним еще одну недавнюю «случайность», когда в сверхдемократической, сытой Норвегии изверг расстрелял несколько десятков молодых человек, собравшихся на развлечение. Или Японию, где цунами унесла жизни около 20 тысяч людей. Горькая несправедливость! Но разве больше «справедливости», когда в горящем доме престарелых сгорают заживо немощные старики? Нет!

Признаемся, техногенные катастрофы — теракты и прочие беды — будут только расти. Мир, стремительно убегающий от Бога, будет получать все больше скорбей. «… но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13.4). Это — к каждому из нас, живущих.

Погибли и высококлассные игроки, но мир азартно продолжает играть. Эпидемия игры захлестнула нас, мечтающих забыться: забыть о своей совести, то есть связи с Богом. Подростки проливают в компьютерных «стрелялках» море виртуальной крови (она все чаще проступает в «реале»), постарше — играют в футбол-хоккей, похитрей — играют на биржах, играют в президентов, королей, кто попроще — в попрошаек в метро. Политики хотят своей доли «в пролитой крови» — требуют перетасовать власть; бизнесмены «по случаю» — закупить «безопасных «Боингов» и тем добить отечественное авиастроение. Творцы «оранжевых революций», воспользовавшись бедой, отрабатывают методы интернет-манипулирования огромными толпами. Вспомним недавние погромы в Лондоне. Кто-то заработает на водке и пиве, которыми нас учат заливать горе, и т.д. и т.п. Нет пользы от беды, но есть суровое предупреждение: «Покайтесь!»

Мы единодушно пережили тайну гибели любимых игроков. Отдали им долг памяти. Было море цветов. Именно сейчас уместно спросить: но разве отдан нами долг любви к нашим предкам — дедам, прадедам, бабушкам и всем сродникам? Вспомним о тех, кому мы обязаны самой жизнью, своими глазами, улыбками, гениальной неповторимостью личности. И так пойдем в храм, и  к скорбному списку «новопреставленных» в авиакатастрофе припишем имена своих умерших родных, близких. И Господь помянет их в Царствии Своем. Дальше — осмотрим пристрастно родительские могилки. Не сиротствуют ли без креста оградки в одичалых зарослях нашего забвения? Потом все-таки однажды решимся сходить  на исповедь к священнику. И так, раз за разом, потихоньку будем расшифровывать тайну «черного ящика», который называется нашей душой. Поверить и почистить как следует от грехов этот «черный ящик» для нас бесконечно важней, чем узнать тайну тех, что были на разбившемся «Яке».

Священник Борис Украинцев

октябрь 2011 г.